Top.Mail.Ru

«Жизнь — сапожок непарный» : К юбилею з. а. России Натальи Немшиловой

Татьяна Преснякова,- ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ 19.06.2022

18 июня 2022 года на Малой сцене Санкт-Петербургского Государственного Академического Театра имени Ленсовета состоялся спектакль «Жизнь — сапожок непарный» режиссера Инны Ароновой по одноимённой книге Тамары Петкевич.

Показ спектакля приурочен к 70-летнему юбилею заслуженной артистки России Натальи Немшиловой, исполняющей в нем главную роль. Правда паспортный возраст этой потрясающей женщине дать невозможно, настолько она молода и прекрасна. Создаётся впечатление что последние лет 30 ей подбросили.

В роли Тамары Петкевич Наталья Николаевна особенно хороша! Кстати, этот спектакль ставили специально под нее, и это большая удача для всех нас, потому что благодаря ее участию эта история получилась невероятно глубокой и трепетной.

Всю жизнь она посвятила работе в Театре Ленсовета, и такая трогательная преданность многое говорит о ней как о человеке, а спектакли с участием Натальи Николаевны вошли в «золотой фонд» театра: она принимала участие практически во всех постановках Игоря Владимирова.

Впервые спектакль «Жизнь — сапожок непарный» я посмотрела во время премьеры, полтора года назад, и все это время воспоминания об этом удивительном опыте были свежи, а я мечтала увидеть его вновь. Во второй раз история жизни Тамары воспринималась уже не так болезненно остро: на передний план вышла неповторимая характерная точность постановки.

Благодаря режиссёрскому замыслу наша героиня, словно прекрасная бабочка, все больше запутывалась в раскинутой паутине НКВД, тщетно пытаясь выпутаться. В одночасье она стала дочерью врага народа, и её арест был вопросом времени, хотя в те времена поводом для преследования могло стать даже наличие хорошей квартиры.

Все окружение Тамары напоминало огромную сеть, главной мишенью в которой была она сама. Благодаря своей естественной красоте и внутреннему свету она всегда притягивала мужчин и вызывала ревность женщин.

Чудесные актрисы, которые исполнили роль Тамары в молодости и пору зрелости: Наталья Немшилова и Дарья Циберкина были так волнующе женственны и чисты, что напоминали хрупкие цветы, обладать которыми хотели бы многие.

Они обе невероятно глубоко раскрыли свою героиню, буквально на полутонах показав всю боль, страх, одиночество и пустоту, через которые ей пришлось пройти. Особенно ярким этот контраст был у Дарьи Циберкиной, потому что она играла Тамару ещё в том возрасте, когда все с чем ей приходилось сталкиваться, было громом среди ясного неба. А улыбка Дарьи — отдельный вид искусства.

Наталья Немшилова сыграла Тамару, которая не только уже пережила весь этот ад, но и после реабилитации добилась значительных результатов в новой жизни на поприще искусства. Тот факт, что она реализовала свои цели, вернула своего сына и поделилась пережитым опытом с читателями, лишь подчёркивает, какой силой духа и мудростью обладала эта женщина, а Наталья Николаевна изящно и тонко передала это зрителям.

Такое погружение в историю заставляет снимать шляпу перед талантом и профессионализмом актрис.

Тамара Петкевич теплыми солнечными лучами освещала жизнь окружающих, а любимых одаривала ярким ощущением счастья. К ней тянулись даже в самые страшные годы её жизни, когда красота неумолимо покидает женщину. Но этот свет внутри невозможно было загасить! Она словно лампада, пламя которой отогревало сердца сломленных людей. Немногие женщины обладают такой силой. А Тамара даже на этапе сумела этот внутренний свет не только сохранить в себе, но и преумножить. И даже перед ее смертью люди, знавшие её лично, отмечали эту уникальную особенность.

Этот спектакль рассказывает не только о жизни Тамары Петкевич, он обо всем, что переживала наша страна и наши предки в эпоху репрессий. И это страшно. Я не представляю как в таких нечеловеческих условиях можно было не только выжить, но и сохранить достинство.

И особенно поражает, насколько эти испытания были тяжёлыми для женщин. Один только так называемый «колымский трамвай» чего стоит. Массовые изнасилования женщин были к сожалению нормой, и на них закрывали глаза.

А если представить, что большая часть политических осужденных по 58-й статье, были невиновны и впоследствии реабилитированы, часто посмертно, внутри все обрывается.

«Жизнь — сапожок непарный» — потрясающий спектакль! И его надо смотреть обязательно! Потому что он помогает нам помнить то, что ни в коем случае нельзя забывать чтобы оставаться человеком.

«Наверное, людям надо знать, как обходиться с трудностями. И, может, это самое важное, что я должна была сделать в жизни», — Тамара Владимировна явно знала, о чем говорила. И то что она сумела передать это знание следующим поколениям, бесценно.

Актёрский состав спектакля прекрасен! Заслуженная артистка России Лидия Ледяйкина, Всеволод Цурило, Анастасия Самарская, Роман Баранов, Анна Гольдфельд, Иван Еремин, Максим Мишкевич, Алёна Баркова, Марк Овчинников — Браво!

Но особенными для меня стали работы народного артиста России Евгения Филатова в роли режиссера Гавронского и Ивана Шевченко в ролях Бахарева и Серебрякова. Их перевоплощение было невероятным и полным: верю!