Top.Mail.Ru

ВСТРЕЧА ВЕЛИКИХ

Елена Валентинова,- «Театр +», 2023, № 30, февраль

Музыкально-поэтический спектакль для современного театрального Петербурга не новость. Форма, при которой артисты на разных площадках читают произведения литературы в сопровождении оркестра, уже успела стать самостоятельным способом общения театра со зрителем. Чем уникален этот жанр, поможет разобраться Театр им. Ленсовета, где состоялась премьера «Евгений Онегин. Страницы романа» в  постановке Олега Левакова.

 

Скептически настроенный зритель спросит: а почему нельзя поставить обычный, полноценный спектакль? И чего доброго упрекнет в лености – мол, решили пойти простым путем и долго не репетировать. Меж тем музыкально-поэтическая композиция требует от артистов и постановщиков сил ничуть не меньше. Режиссер, артисты, музыка, оформление сцены – все это никуда не исчезает «за ненадобностью». Суть в том, что артисты и зритель оказываются как будто на равных, эмоционально ближе друг к другу.

 Автор идеи спектакля Лариса Луппиан и режиссер Олег Леваков осуществили постановку «Онегина» совместно с симфоническим  оркестром Капеллы, который поднялся из оркестровой ямы прямо на сцену. Для Театра имени Ленсовета такое сотрудничество, пожалуй, впервые. А сама идея объединения творческих коллективов ради создания единого произведения сейчас в культуре очень популярна.

Строки пушкинского романа звучат в исполнении артистов театра под музыку из произведений Чайковского. На одной сцене встретились два великих романтика! Взаимоотношение музыки и текста выстроены - они то вторят друг другу,  подхватывая заданное настроение, то поочередно берут лидерство. Это два главных героя, один не «обслуживает» другого, и зритель может в равной степени насладиться как ловким слогом Пушкина, так и летящими нотами Чайковского, насладиться классикой. Такая направленность  вполне в духе проектов театра последних лет – Лариса Луппиан как художественный руководитель театра считает важным, чтобы в театре звучала подлинная классика.

На сцене – атмосфера праздника, романтической роскоши. Живая музыка, задник, где одна за другой сменяются живописные картины, артисты в вечерних нарядах, слегка стилизованных под старину. Артистов пять, и текст между ними условно поделен по ролям. Есть сестры Ларины, Онегин, Ленский. Режиссер выбрал те страницы романа, в которых судьба этих двух пар прослеживается ярче всего, без авторских отступлений. Есть еще Рассказчик. Он – связующее звено спектакля, а в исполнении Сергея Мигицко, пожалуй, единственный распорядитель действия, который ведет его легко, с юмором. Собирательный персонаж Мигицко (рассказчик, няня, муж Лариной) всегда на стороне Татьяны. Он ухаживает за ней, оберегает, заботится, он всегда рядом и всегда готов бросить грозный взгляд в сторону Онегина.

Жанр постановки позволяет артистам держать текст в руках и не требует от них глубокого погружения в роли. Однако легкие  штрихи характерности все же сделаны. Они ожидаемы, типичны, но необходимы. Татьяна Ларина, чьи «страницы романы» отданы Анне Ковальчук, – достойная молодая героиня, которая и красива, и умна, и воспитана одновременно. Онегин Сергея Перегудова уже от всего устал, все повидал, всем пресытился и позволяет себе быть чуть-чуть высокомерным. Ленский, страстный влюбленный и мечтательный поэт, и Ольга, нежная и трогательная, -  лирическая пара, без которой не обходится ни один классический роман. Эти роли  - в руках молодых артистов театра Виктории Волоховой и Максима Сапранова.

 Зритель тоже  становится действующим лицом спектакля. К тому же этого он даже не замечает. Зритель не выходит на сцену, не вступает в беседу с артистами, нет никакого навязчивого интерактива. Но в постановке такого жанра есть очевидное приглашение к диалогу. Артисты «такие же, как и ты»  выходят на авансцену, берут в руки роман и уводят тебя вслед за автором. В этом и есть особенность музыкально-драматического спектакля - здесь нет четкого деления на мир театра и мир публики. Однако у него всегда есть риск превратиться в концерт, когда после каждого поэтического или музыкального фрагмента публика начнет аплодировать. И вот тогда не будет никакого единства сцены и зала. С «Онегиным» этого не происходит, он воспринимается как целостное, единое произведение, которое без всякого пафоса и назидания заманивает тебя в возвышенный мир искусства. На этот спектакль, безусловно, придут любители классики, хорошо знакомые с произведением, и школьники – то есть вся семья.

 

Елена Валентинова