Top.Mail.Ru

В этом милом старом театре: «В этом милом старом доме» в Театре им. Ленсовета

Владимир Кантор,- «Петербургский театрал», 2020, № 2 (27), 25 февраля – март

Премьера «В этом милом старом доме» по пьесе Алексея Арбузова задумывалась в Театре им. Ленсовета как бенефис к юбилею Михаила Боярского. Подарок знаменитому артисту и любителям его творчества получился. Ни в спектакле, ни в пьесе нет никаких концепций, ничего, что бы напрягало зрителей, заставляло их думать или переживать. «В этом милом старом доме» – актерское воспоминание о милом старом театре, где люди просто играют роли. Не людей, не идеи, не чувства, ни что бы то ни было, а театральные роли, просто, по-актерски.

Перед нами иллюзия старого театра, скрытого до начала за бархатным занавесом.

Когда он раскроется мы, конечно, увидим павильон и виновника торжества – Михаила Боярского, который из глубины выходит в центр сцены, прямо к нам. Зал встречает своего старого любимца овацией, как и полагается. А он, поклонившись, садится за пианино и наигрывает серенаду Моцарта.

История про идеальных людей, которых нет, сказка для взрослых, где любое подобие конфликта мгновенно гасится мягкой иронией и всепрощающей улыбкой, начинается. В этом милом старом зале театра Ленсовета они провели молодость. И теперь на склоне лет решили повспоминать, поиграть без шума и дыма, со знакомыми мелодиями, незатейливыми диалогами и картонными героями. В этом милом старом театре… Да, здесь хорошая дикция, яркие костюмы, известные актеры.

Сюжет прост – в маленький городок, где живет главный герой – идеалист, приезжают две влюбленные в него женщины. Нина Леонидовна (Юлия Левакова) ждет новой встречи и предложения о замужестве, Юлия (Александра Камчатова) – надеется вернуться в семью, которую покинула много лет назад. Их селят в одном номере. И женщины рассказывают друг другу, а заодно и зрителям о своих перипетиях. Одна – эффектная своенравная красавица, да к тому же актриса, другая – синий чулок, постаревшая, некрасивая, но трепетная и добрая. Они не знают, что приехали к одному и тому же мужчине, искренне поддерживают друг друга. Это добавляет пикантности ситуации. Обе они претендуют на полноватого увальня в летах, окруженного кордебалетом детей и парочкой престарелых родителей. Дуэт Эраста Петровича (Михаил Боярский) и Раисы Александровны (Лариса Луппиан) – отдельная комедийная линия спектакля. Герой Боярского – старый театральный ловелас, на склоне лет вернувшийся к своей первой жене. Он одет в красный сюртук, напоминающий ливрею из советских кинокомедий на сюжеты XVIII века, и, конечно, он в шляпе. Ироничный, музыкальный, он не прочь приударить за красавицей Юлией и искренне недоумевает выбору своего пасынка Гусятникова (Александр Солоненко). Но рядом с ним всегда оказывается его зоркая супруга, которая держит старого друга (он был ее первым мужем и стал четвертым – последним) на коротком поводке.

Главный герой Константин Гусятников, как снеговик, любит всех. И детей, и мать, и пасынка, и отчима, и, конечно, обеих своих женщин. Никому он не готов отказать, ни с кем не готов ссорится и никаких внутренних проблем от сложившейся ситуации не испытывает. Благодаря такому необычному свойству героя малейшие попытки уйти в драматизм внутри этого любовного треугольника сводятся на нет. И лишь в финале, когда одной из женщин все же предстоит уйти, как бы невзначай всех героев спектакля оденут в черно-белые костюмы, недвусмысленно намекая на банальную истину: жизнь, как зебра, сменяет радости на печали. Но не стоит расстраиваться – это всего лишь старый обычный театр, где постаревший Михаил Боярский, как и сорок лет назад, поет в проводной микрофон: «Всё пройдет – и печаль и радость».

 

Текст: Владимир Кантор