Top.Mail.Ru

«Пойми меня. Помоги мне!»

Анастасия Ким,- Сайт www.geometria.ru 2005, 28 декабря

- Ты сопротивляйся!
- Я пытаюсь...
- Нет, ты просто огрызаешься. Не сопротивляешься.


В жизни что-то достается легко. Но такое случается редко. Зачастую необходимо бороться за самую мелкую мелочь. Или совсем не мелкую. Или - вообще не за мелочь. А за свою жизнь. За право жить так, как все. В хорошем понимании этого словосочетания. Как все - говорить. Как все - писать. Как все - читать. Как все - видеть. Как все - слышать. Как все - чувствовать. Как все - наедаться, что тебя поймут. Это право, пожалуй, каждого человека. Законное, естественное право. Но за него тоже приходится бороться. 
Пьеса американского драматурга Уильяма Гибсона "Сотворившая чудо" - о такой борьбе. О борьбе слепоглухонемой девочки Элен с самой собой, с окружающими, с жизнью. За жизнь. 
Молодые ребята (Маргарита Иванова, Евгения Рослова, Кристина Кузьмина, Сергей Перегудов, Анастасия Дюкова, Андрей Попов, Пётр Квасов) - недавние выпускники Театральной Академии класса В.Пази - играют «Сотворившую чудо» не первый год. Жанр спектакля определен строго: "невыдуманная история". Дело в том, что в основе пьесы Гибсона - реальный факт. Элен Келлер - первая слепоглухонемая писательница и художница, которая является национальной гордостью США. Слово - слепоглухонемая - страшное даже в своем звучании. Кажется, что за ним кроется нечто отвратительное, молочно-прозрачное, беспозвоночное, полужидкое... Но как ни страшно - это всего лишь характеристика маленькой девочки. Она ничего не видит. Ничего не слышит. Винить некого. Но ей от этого не легче. В ее сознании - весь мир виновен пред ней. Весь мир. Каждый, кто видит и слышит. А разве не так?... 
Маргарита Иванова - исполнительница главной роли, собрала в образ своей героини воедино всю обиду на несправедливый мир. Поначалу ее Элен - жалкое и убогое существо, которое не способно ни понять, ни высказаться. Рождается чувство, что она - такое несгибаемое (в прямом смысле слова - пополам, в руках, в ногах) тупое создание. Она даже вызывает отторжение. Актриса нарочито делает ее неприятной в какие-то моменты. Это не человек. Это не божье создание. Но это и не дьявольское отродье. Это - ошибка. Ошибка этого мира. Этого общества. Этих людей. Всех. Каждого. И нас. И вас. И тебя лично. И меня. Самое страшное в том, что зачастую на подобных выводах и останавливается мысль при виде таких детей. Мол, всё плохо. Ошибка мироздания. Но им жить. Представьте себе - жить. Без звука и света. И от нашего понимания их беды им не легче. Им нужна помощь. Кто-то должен заставить их сопротивляться. Сопротивляться миру. И пусть он, этот больной человечек, возненавидит сначала того, кто пришел ему на помощь. «Ученики всегда немного ненавидят своих учителей». 
Это всегда тяжело - сопротивляться. И тот, кто призывает вас к сопротивлению - конечно, часто выглядит злодеем. Поначалу. Но потом находятся силы выпрямиться, оказать сопротивление. Установить свои правила игры. Понять (в самом-самом банальном смысле слова), чего этот мир хочет от тебя. И суметь ответить. И тогда происходит озарение. И ребенок - руки которого однажды почувствовали воду, и поняли, что это вода, и сказали всем вокруг, что это - вода, потянется к тому, кто был рядом с ним. Тогда, когда он оказывал сопротивление. К тому, кто сотворил чудо. К тому, кто услышал и понял. 
Ким Анастасия