Top.Mail.Ru

Палитра Ирины Ракшиной

Вера Николаева,- «Ваш досуг. Театральное приложение», 2012, № 5(30), май

 Актрису Театра имени Ленсовета, заслуженную артистку России Ирину Ракшину поздравляют с юбилеем её коллеги по театру

 
Светлана Письмиченко, заслуженная артистка России, сокурсница по ЛГИТМиК: 
«Нас было двое. Обе - пианистки, обе - блондинки, беззаботные птички, соль-до - соль-фа диез, «подруги - нет, сёстры» (это Жан Ануй про нас с Ирой в «Приглашении в замок»). Лучетта и Марина, Джеральдина и Капюла, Искра Полякова и Лена Бокова, Санна и Сара, Вдова 1-ая и Вдова 2-ая - это всё мы на сцене, вместе. Юра Гальцев, муж Иры, тоже считает меня сестрой. В общем, родня - вот уже почти тридцать лет. Редкий случай такой дружбы в театре. Владислав Борисович Пази это почувствовал и использовал в полной мере наш дуэт (режиссёры, возьмите на вооружение!). А мы ведь - абсолютно разные. Она - аккуратистка, я - росомаха, она - внимательна чересчур, я - рассеяна, она - пунктуальна, я - вечно опаздываю, она - бережлива, я - всё теряю. В один год родились наши дети - мой старший сын и её Маша, коляски в зубы и - гулять к ТЮЗу, потом бегом в театр, жили по соседству на Рубинштейна, всё вместе - праздники, дни рождения. У Иры было трудное детство, мама рано ушла из жизни, Ира осталась одна с почти грудной сестрёнкой на руках, потом уехала с Камчатки в Москву поступать в артистки, а прошла со второй попытки в Питере, где мы и встретились - в сосисочной на Невском. Я - младше неё, впервые оторвалась от родителей, из многодетной семьи, она - уже самостоятельная, взрослая. Я - почти подросток, умирая от страха и паники - к ней: «А вы откуда?» Она гордо приврала: «Из Москвы». Игорь Петрович Владимиров - наш Мастер, Шеф, отец родной, - ставил в два состава в дипломные спектакли, но соперничества не было, я уступала. Потом взял вместе с курса в театр - счастье. Она вечно меня критикует, как и положено старшей сестре, - я терплю! Ира очень рано начала сниматься («Джек Восьмёркин - американец» помните?), обладает гиперорганикой на экране, а на сцене - гиперэнергетикой, которая иногда зашкаливает, и тогда уже я её критикую - она слушает! Она очень талантлива и, к сожалению, сейчас мало реализуется в родном театре. Я тебя очень люблю, и всю твою семью, нам снова 20, ну - 25, и мы ещё повоюем! Желаю тебе прекрасных ролей, здоровья, у тебя столько творческих сил, а если это умножить на мои творческие ресурсы, - это будет бомба! С днём рождения, Сестра! У нас всё впереди!»
 

Олег Леваков, режиссёр и актёр Театра имени Ленсовета, народный артист России: «Природа распорядилась так, что актёрская амплитуда, палитра Ирины Ракшиной беспредельна. От острохарактерных, буффонадных, клоунских красок - до глубоко драматических, трагических. И везде она убедительна, предельно органична, ей веришь. С Ириной работать - одно удовольствие, потому что у неё нет термина «Не могу». Она может всё. И в любой простенькой мелодраме или незамысловатой комедии положений её героиня не будет плоской, банальной, а обязательно будет яркой. Она может сыграть всё - от ребёнка до старухи. Она владеет парадоксальностью сценической, может в одно мгновение «переключать» жанры - и не соврёт. Она не сможет потеряться и в третьем ряду кордебалета, потому что она не умеет быть «серой мышкой», незаметной и невзрачной. Ей это не дано»

 

 

Александр Новиков, заслуженный артист России:
«А я люблю серьезную Ракшину. Искру Полякову из "Завтра была война», Луизу из "Коварства и любовь", Душу Франца из "Западни". Обожаю ее в фильме Константина Лопушанского «Посетитель музея». И в нынешней премьере - "Смерти коммивояжера», конечно. Я люблю "другую» Ракшину - строгую, спокойную и сильную, лишенную избыточности красок. Она сложная и прекрасная в попытке убежать от себя привычной. Её юмор в серьёзном всегда неповторим. Ролей желаю, конечно же, ролей!!!»

 

 


Евгений Соколинский, поклонник Ирины Ракшиной (по совместительству - критик, филолог): 
«На 75-летнем юбилее Театра им. Ленсовета открылся «тайный» брак Юрия Гальцева с Ириной Ракшиной. Популярного комика спросили, почему он на ней женился. «Мы оба смешные», - ответил Гальцев, разводя руками. Да, это так. Она смешная. Очень смешная в «Приглашении в замок» Ануя, в «Банане» Мрожека. Но, помнится, я порадовался, как нежно, любяще смотрела Ирина на мужа. Мне показалось, она обладает талантом любви. Острохарактерная актриса, Ракшина может быть достаточно злой по отношению к своему персонажу (например, в роли матери Глумова в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты»). В то же время она и лирична. У Светланы Письмиченко (обе актрисы часто партнерствуют) есть комическое и лирическое начало, однако контраст у Письмиченко не столь велик. Ракшина - прирожденная клоунесса, рисунок у нее, как правило, почти гротескный. Техника у нее отличная. Ее героинь не забудешь. На фоне Ракшиной и неплохие актеры проигрывают в яркости. В то же время «чересчурность» поведения на сцене у нее всегда скрещена с бешеным темпераментом. Для такой женщины естественно любое преувеличение. И глаза у нее лучатся. Ах, как я люблю, когда у актрисы лучатся глаза!
Собственно, чего еще желать? Смешно, живо. В другом театре Ракшину бы держали на одних комических эпизодах. Но более чуткие режиссеры (тот же Ю.Бутусов) чувствуют: она создана и для другого. Бутусов предложил Ракшиной напряженно-драматичную роль Цезонии в «Калигуле» Камю. Еще раньше, при Владимирове, она сыграла Луизу в «Коварстве и любви» Шиллера, хотя уж чем-чем, а банальной внешностью лирической героини она не обладает. И, наконец, последняя премьера: «Смерть коммивояжера» Миллера. Когда она вышла на площадку, я поразился: какое преображение, причем не только внутреннее, но и внешнее. Маленькая женщина, вроде бы состоящая из острых углов, вдруг приобрела удивительную мягкость, женственность. Стала выше ростом и похорошела. Рядом бушует огромный, рокочущий Артур Ваха - казалось бы, рядом с ним партнеров не должно быть видно и слышно. Но Линда-Ракшина успешно противостоит мужской истерии отца и сына своим спокойствием и тихим горем.
Как редко актер бывает неожиданным! Ведь «шагреневая кожа» актерской индивидуальности (метафора критика Риммы Кречетовой) в наше суетное время так быстро истончается. К счастью, Ракшина не заражена «звездной болезнью». При том, что занимает достаточно видное место рядом с «ленсоветовскими» гранд-дамами. Она умеет работать, и делает это красиво. Когда имя Ракшиной стоит на афише, я знаю: будет интересно»
 
Материал подготовила Вера Николаева