Top.Mail.Ru

МОЛОДЫЕ СИЛЫ

НАТАЛЬЯ ШАИНЯН,- Театрал, 19 июня 2019

ЧЕМ ЗАПОМНИЛСЯ ФЕСТИВАЛЬ «ФАБРИКА СТАНИСЛАВСКОГО»



Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского» инициирован московским Губернским театром – тем, что шесть лет назад возник в Кузьминках под художественным руководством Сергея Безрукова. Как понятно из названия, фестиваль привозит в столицу работы из провинции, делая акцент на традициях русской психологической школы в актерской игре. 
 
Жюри оценивает спектакли только с точки зрения исполнительства, вручая призы за лучшие мужскую и женскую роли и за ансамбль. Правда, почему для фестиваля актерского искусства выбрано имя Станиславского, создавшего русский режиссерский театр, не очень понятно. С другой стороны, Станиславский в театре – наше всё, поэтому и спорить не о чем.
 
У фестиваля есть основная программа, внеконкурсная и образовательная. В конкурсе были представлены Пермь, Минусинск, Саратов, Екатеринбург и более всего – Петербург, сразу четырьмя театрами.
 
Спектакли Козлова, Песегова, Федотова, молодых режиссеров, несмотря на то, что проходили в дни престижнейшего Чеховского фестиваля, показывающего москвичам вершины западного и восточного театра всех видов и жанров, не остались без внимания публики. Зрители заполняли тысячный зал в Кузьминках каждый вечер, порой диаметрально расходясь в оценках после представления.
 
Из того, что удалось увидеть, хочется отметить работу самого молодого режиссера фестиваля. Айдар Заббаров – ученик Сергея Женовача, уже востребованный театром; он успел за пару сезонов поставить спектакли в московском Современнике и казанском Театре им. Камала. Показанная на нынешнем фестивале работа – из Петербурга, из репертуара Малой сцены Театра им. Ленсовета – пожалуй, лучшая в пока скромном активе начинающего постановщика. Несмотря на камерность, спектакль многонаселен, громкоголос, длится почти три часа и оставляет впечатление молодой силы, буйства и свежести. Повесть Толстого «Казаки» инсценирована под первым вариантом названия – «Беглец». Диагональ делит сидящих лицом к лицу зрителей. Она горбится дощатыми ступенями, помостами – по ним перескакивают как по горным уступам, они же с откинутой крышкой становятся дорожными сундуками, ящиками с награбленным добром, погребами, могилой.

Бегство Дмитрия Оленина от светской пустоты на беспокойный Кавказ приводит к столкновению молодого саморефлексирующего сознания и первозданности южной природы и нравов. Дикость и красота мира, которой очаровывается и в которой почти растворяется Оленин, переданы музыкальными, как по клавишам, мизансценами, опасно-четким, словно военным, ритмом, звериной пластикой, резкими косыми лучами в полумраке, как от садящегося меж гор солнца, красотой молодых полуобнаженных тел, протяжностью и лихостью песен и обрядов. От Оленина, увальня во фраке и в «грибоедовских очочках», совсем не вояки (Александр Крымов), внимание забирает на себя хищный, острый, стихийный Лукашка (Иван Батарев) – молодой казак, пьяный убийством, вином, собственной силой. Его влечет не невеста, которой околдован столичный барин, а опасность и смерть. Она из самых выразительных сцен – схватка-танец двух врагов, казака и абрека, как двух сошедшихся на смерть барсов. Интересны образы старого инвалида Ерошки (Александр Сулимов) – ставшего духом-хранителем всех новобранцев, живущего войной и умеющего выжить, и немой сестры Луки (София Никифорова), которой отданы самые нежные, философски-поэтические сцены.
 
Еще одна яркая работа – тоже из Питера. Театр «Суббота» привез «Ревизора» в постановке Андрея Сидельникова – остроумное и хулиганское переложение гоголевского сюжета на реалии наших дней.

Самоуверенный кругленький хипстер, мгновенно ориентирующийся, где, как и сколько урвать удовольствий – Хлестаков (Владислав Демьяненко), два Петра Ивановича – ведущие сразу всех программ на местном телевидении, мать и дочь, инстаграммно-неотличимые по возрасту и интересам, и команда администрации маленького городка – череда узнаваемых не столько классических, сколько современных чиновничьих типов. Сцена пьяной бешеной езды всей шайки под шансонные хиты, ликующей от открывающихся перспектив, – карикатурно-точный образ местной власти, теряющей человеческий облик.
 
Проводив гостей фестиваля, будем ждать новых губернских премьер в следующем июне. Фестивалю, который привозит в Москву яркие работы из разных концов страны, хочется пожелать дальнейшего развития и растущего интереса зрителей.