Если на экране даже на пару минут появляется озорное лицо Ирины Ракшиной, зритель моментально начинает улыбаться. Ирина - королева эпизода. У Ирины Ракшиной много заметных ролей в театре им. Ленсовета, где она служит, и в кино. Нас же в ее биографии заинтересовала также нетеатральная работа...
- Ирина, можете ли Вы как профессиональная актриса, объяснить, почему в современном кино так мало ярких запоминающихся лиц?
- Дело в том, что раньше будущих актеров набирали по амплуа, и во МХАТ, например, принимали рослых полногрудых красавиц типажа Татьяны Дорониной. К сожалению, все это ушло, как и многие хорошие традиции в театрах. Я бы сказала, что сегодня в актерской профессии мало лиц, от которых идет некая энергетика, неважно, со сцены или с экрана, когда они завораживают тебя и заставляют вглядываться. Ведь обаяние может быть и отрицательным! Смотришь на такого человека и думаешь: "Надо же! Он "транслирует" мне отрицательное, но так, что все внутри переворачивается!". В результате для зрителя возникает какое-то послесловие, шлейф... Теперь чаще бывает, что вышел актер и ничего нет, даже если он - супер-красавец. По закону психофизики мы воспринимаем и оцениваем внешность ровно две минуты: "Вот это грудь!" или "Вот, это мужик! Какие мускулы!" Но если дальше этого впечатления ничего нет, то публика ничего не почувствует.
- Известно, что Вы не сразу попали в Петербург, а отправились получать актерское образование в Москву...
- Я родом из Петропавловска-Камчатского и изначально действительно поехала поступать в Москву. Выписала по почте буклет из ВГИКа, тогда не знала других театральных вузов и пошла на курс к Т. Макаровой и С. Герасимову. Но после прослушивания мне сказали, что я им не подхожу, так как слишком "старая"!
- Во сколько же лет Вам вынесли такой вердикт?
- В девятнадцать! (Смеется). Оказалось, что они набирали ребят сразу после окончания школы, в возрасте 16, максимум 17 лет. После этого я обошла все театральные вузы Москвы - где-то прошла на второй тур, где-то на третий, но так и не поступила...
- Но Вы не отчаялись?
- Нет. Но решила, что назад не вернусь, сдала обратный билет и по телеграмме уволилась из швейного ателье, где работала.
- А как получилось, что Вы стали швеей?
- Так сложилось, что мы с сестрой рано остались без родителей - мне было 12 лет, и опекунство над нами оформила наша соседка. У нее самой было двое детей, и, тем не менее, она решилась на такой шаг, за что мы очень ей благодарны. После окончания восьмого класса было решено, что я пойду учиться в швейное ПТУ, чтобы скорее получить профессию, как говорится, на "кусок хлеба". Я окончила ПТУ и получила 4-й разряд мастера пошива верхней женской и детской одежды.
- Сколько Вы работали по этой специальности и пригодились ли Вам полученные навыки позже?
- Профессионально я шила около четырех лет, если учесть три года учебы плюс один год работы в ателье, потом, конечно, что-то мастерила для семьи. Сейчас для шитья мало времени, но если мне попадется соответствующая роль, профессию швеи я знаю хорошо!
- Тяжело было выживать в Москве?
- Мне повезло. Тогда вся столица была завешана объявлениями: "требуются иногородние с предоставлением общежития". Я устроилась не по специальности, зато по лимитной прописке - в спорткомплекс Измайлово. Работала уборщицей, помощницей официантки, а жила в общежитии. У меня была комната и хорошая зарплата по тогдашним меркам. Кроме того, с графиком работы два дня через два у меня оставалась масса времени, чтобы ходить по театрам, смотреть все премьеры и еще заниматься в театральной студии.
- А как Вы оказались в Петербурге?
- На следующий год я поступила во МХАТ, к Олегу Ефремову, но вдруг с конкурса привели какую-то другую девочку, а мне предложили остаться вольнослушательницей, без стипендии. Для меня такой вариант был неприемлем, и я, не раздумывая, забрала документы и поехала в Питер. Правда, там я параллельно уже прошла на курс к Игорю Петровичу Владимирову и стала студенткой.
- А как получили роль сестры Джека Восьмеркина?
- Это моя первая большая роль, и если узнают на улице - именно по этой картине. Потому режиссера картины Евгения Макаровича Татарского я считаю своим крестным отцом в кинематографе. Но "сестрой" меня увидела Нелли Ефремовна Баркова - ассистент по актерам группы Татарского, которая ходила на все студенческие спектакли и смотрела все наши дипломные работы. Она меня там и заприметила, а затем пригласила на пробы.
- Вы и Ваш супруг Юрий Гальцев - комедийные актеры, значит ли это, что схожие амплуа притягиваются?
- Думаю, что это лишь совпадение! (Улыбается). Мы с Юрой встретились еще студентами в стройотряде, когда наши актерские дарования еще не были реализованы - мы только начинали учиться. А по поводу юмора, наверное, человек сразу чувствует другого - отзываются они "на одной ноте" или нет.
Беседовала Марианна Николина
|